Кое-что из жизни насекомых, или немного о "Шмеле"

Об авторе Фото Видео Музыка Описания Карты Ссылки Гостевая

При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна!


Кое-что из жизни насекомых, или немного о "Шмеле"

     В последние годы большинство альпинистов и туристов перешло с бензиновых примусов на газовые горелки. Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, бензиновый агрегат не теряет своей актуальности, особенно в малобюджетном (например семейном) туризме и альпинизме. Самая большая неприятность, во всяком случае с моей точки зрения, заключается в загадочном умении примуса терять свою огнедышашую способность в самое неподходящее время. Происходит это из-за низкого качества автомобильного бензина, а точнее, из-за  плохой его очистки. Сужу я об этом по эксплуатации двух бензиноядных устройств. Даже на "проверенных" заправках иногда попадается бензин, от которого и примус и автомобиль воротит.

    Недавно я опробовал на практике новый способ "оживления" примуса в походных условиях. Как-то раз, производя плановую чистку карбюратора автомобиля аэрозольным средством фирмы Hi-Gear (а стоит на моем Опеле капризный к чистоте бензина отечественный "Солекс-31", и это несмотря на два стоящих перед ним фильтра грубой и тонкой очистки топлива), мне пришла в голову мысль - раз эта ядренная жидкость так быстро смывает все отложения на карбюраторе, то почему бы не попробовать ее для чистки примуса. Конечно, надеятся только на чудо-балончик полностью не надо. В любой поход я обязательно беру ремнабор. Но если не доводить до полного "закоксовывания" канала примуса, то в большинстве случаев применения моющего средства может быть достаточно. Цена балона HG3116 (HG3201, HG3202) около 150 рублей (2004г.) - небольшая плата за возможность не пачкать руки в саже и возиться с холодной железякой на морозе, а его количества хватит даже при интенсивной эксплуатации примуса как минимум на сезон.


    ВНИМАНИЕ! Перед выполнением чистки обязательно прочтите инструкцию по безопасности на балоне. Чистку проводить вне палатки, на открытом воздухе, учитывая направлени ветра и вдали от источников огня.


    Способ применения прост: при появлении симптомов загрязнения (неустойчивое и слабое горение при наличии топлива и давления в бачке, и т.д.) не дожидаясь полного засорения канала выключить примус, аккуратно слить весь бензин, и пока примус полностью не остыл, впрыснуть в течении 10-15 секунд средство в бачок, не забыв предварительно одеть на балончик трубочку-удлиннитель. Затем, установив насос и закрыв кран, сделать 20-30 качков. Аккуратно, чтобы не обжечься, снять верхние металлические рапылители с горелки и выкрутить верхнюю гайку-сопелку. Осторожно приоткрыв кран (чтобы не брызнуло на Вас), и направив трубочку внутрь канала, промыть в течении 10-30 секунд (в зависимости от степени загрязнения) канал. Неплохо во время этого вращать рукоятку крана примуса. Не будет лишним, промыть также сопло. В заключение, стравить давление, слить остатки средства, и наслаждаться свежеприготовленным чаем!

* * *

   Уже в процессе написания этой заметки, я пробежался по тур-альп сайтам в поисках статей со сходной тематикой. Прочтенное сподвигло меня дополнить эту статью своими мыслями по этому поводу. Если Вас интересуют материалы первоисточника - наберите в поисковике Яндекса строку "Примус шмель конструкция".

* * *

    Т.к. я эксплуатирую примуса и газ уже на протяжении многих лет (бензин с 1988 года, газ с 1997 г.), то у меня накопился немалый опыт эксплуатации этих устройств. Могу сказать однозначно - при всей своей "буйности" характера, "Шмель" (а именно с ним я ходил и продолжаю ходить больше всего, хотя пользовался и "Туристом", и "Огоньком") исправный и проверенный перед походом не подведет своего владельца. Газ, безусловно, проще и безопаснее в эксплуатации. Но при этом, он менее эффективен по своему КПД, особенно при низких температурах и на больших высотах. Кроме того, с приобретением одноразовых или многоразовых балончиков для горелок в моем регионе есть трудности. Иначе говоря их просто нет в продаже. В связи с этим, газ я использую в том случае, когда вес снаряжения необходимо максимально снизить или иметь 100% откуазоустойчивость.

   По поводу костра также есть соображения. Большая часть моих походов и восхождений проходит в безлесной зоне. В большинстве горных районов на Кавказе, на высотах более 1800-2000 м. над у.м.  начинается зона альпийских лугов. И как правило, уже первая ночевка бывает выше этой отметки. Но я никогда не надеюсь на костер, даже если точно знаю, что на определенных участках маршрута смогу воспользоваться дровами. Дело даже не в том, что я стараюсь не наносить экологии вред, как отмечали многие участники обсуждения. В этом направлении моя команда идет по другому пути - весь свой мусор собирается в течении всего похода и в упакованном виде спускается вниз. Костер для нас это скорее предмет "культа", чем средство жизнеобеспечения. Причин для такого подхода несколько. Например, готовить, а чаще всего это моя прерогатива, на улице в непогоду, занятие весьма малоприятное даже в предвкушении вкусного обеда. Использовать костер для сушки вещей и согревания участников под идущим снегом или дождем - дело достаточно бесполезное. Оперативность приготовления чая и еды на примусе для меня вне конкуренции. С учетом розжига, чай на 3-4 человек (больше у меня в группе бывает крайне редко, в этих случаях я предусматриваю 1 примус-горелку на палатку) готовлю за 5-7 минут. Костер здесь тоже не конкурент. 

     Из своего опыта могу сказать, что в палатке (а она у меня не очень большая), обитатели (до 2-3 взрослых и 1-2 детей) вполне помещаются вместе с работающим примусом, да еще и играют в карты. В непогоду, которая в высокогорье бывает иногда внезапной и затяжной, ворчащий и теплый примус вызывает у всех только положительные эмоции. Учитывая, что я часто, в т.ч. и зимой, хожу с детьми, фактор "надежности" и "благоустроенности" бивуака нельзя сбрасывать со счетов.

    Среди прочих советов могу сказать, что переносить (и тем более, хранить в межпоходное время) примус надо без бензина. Полезно также выкручивать обратный клапан насоса и переворачивать пружинку и чашечку с резиновым уплотнением наоборот во время транспортировки и хранения. Это позволит избежать деформации резиновых уплотнений и отказа клапана, со всеми вытекающими последствиями. С той же целью, сам насос при транспортировке и хранении не надо закручивать поностью, достаточно просто вставить на свое место.

   Для розжига необходимо запастись сухим горючим, т.к. при использовании бензина примус очень скоро покрывается черным, сильно пачкающим слоем сажи. Розжиг сухим горючим в палатке безопасен, единственным недостатком является не очень приятный дым от таблетки. Для розжига в холодное время (от -15 и на высотах от 3000) гарантированно хватает половины таблетки, в более теплое время или на меньших высотах, чаще всего, хватает четверти. Если по поведению примуса ясно, что он не догрет до нужной температуры, можно подложить "на ходу" еще четвертинку.

    Что касается не слишком приятного запаха от сгорающего бензина, то могу сказать однозначно, что лучше иметь просушенные вещи и спальники (с приоткрытым на время горения примуса входом), чем замерзание и дискомфорт участников (если чего не хуже) в сыром снаряжении.

    Заливать в примус бензин предпочтительно не на весь объем бачка (как советуют многие авторы), а в количестве, необходимом для предстоящего использования. Это позволит снизить вероятность превышения давления в бачке и срабатывания авариного клапана. У исправного примуса, после прогрева горелки при температуре не ниже -5, для получения устойчивого горения бывает достаточно 3-5 качков насосом при 100 граммах бензина в бачке. Остатки бензина собравшиеся в бачке примуса после нескольких дозаправок лучше выливать, т.к. оставшиеся тяжелые, плохо сгорающие фракции ускорят засорение канала. Экономия в 30-50 грамм обернется скорой разборкой и чисткой.

   Бесспорно одно - работающий примус всегда должен быть под постоянным присмотром опытного "примусолога". Хранить бензин удобнее в пол-литровых пластиковых бутылочках от минералки. В случае повреждения или утраты одной такой емкости количество утраченного бензина не лишит группу источника тепла, в самом крайнем случае его можно перелить в примус.

    Конечно же, не лишне напомнить о правилах ТБ при работе с огнеопасными веществами. Помнить это надо всегда, и при подготовке примуса к работе, и во время использования.

   По поводу стеклоткани - уже несколько лет я не пользуюсь примусом за пределами палатки, а значит и стеклоткань не требуется. Более того, с ней появляется склонность к перегреву.

   Подводя итог, можно смело сказать, что позиции у "старины" "Жужика" весьма крепки, и он еще долго будет радовать нас своим теплом во время коротких стоянок.