Поход Дзамараш-Мидаграбин, лето 2000, часть 1

Об авторе Фото Видео Музыка Описания Карты Ссылки Гостевая

При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна!

Фильм об этом походе в разделе "Видео"

Видео

Десять дней одной дороги...

Манукянц Э.Т.

Документальный очерк о походе с. Харисджин - ущ. Дзамараш - пер. Дзамараш - лед. З.Мидаграбин - лед. Мидаграбин - с. Джимара летом 2000 года.

Десять дней одной дороги... Сейчас, спустя несколько лет после этого маршрута, я вспоминаю его с чувством ностальгии и сожаления. Ностальгии потому, что в том походе наша команда (если можно так назвать одного взрослого и двух девчонок 6 и 11 лет) не только смогла благополучно пройти весь маршрут, но и действительно получить от него удовольствие. Сожаления потому, что он уже был, и остался в воспоминаниях и кадрах хроники. С тех пор многое изменилось, мы стали другими, горы тоже... Перемотать время назад, пройти тот поход как в 2000-м году невозможно. Можно только пройти повторно. И вполне возможно, что он тоже будет полон событий и впечатлений, но ТЕМ походом не станет никогда. Ощущение новизны и интереса к впервые увиденным местам иногда вытеснялось, мягко говоря, чувством "обостренной осторожности". Вспоминая и оценивая события тех десяти дней, я думаю, не слишком ли близко мы были к пределу своей прочности. Тогда все прошло без происшествий, но некоторые участки пути потребовали от нас мобилизации всех сил.

2 июля. Первый день. Еще не поздно...

К походу мы готовились с начала года. Штудировали описания, карты, прикидывали тактический план. Звучит вроде громко, и даже страшно. Но на самом деле,  нужно было предусмотреть все до мелочей, т.к. рассчитывать на кого-либо кроме как на самого себя на маршруте мне не приходилось. Тщательно отбиралось снаряжение, для снижения веса рюкзаков до минимума сокращался список продуктов и личных вещей. Единственное, что осталось без изменений  - почти семь неприкосновенных килограмм видеотехники и причендалов к ней в виде аккумулятора, ручного зарядного устройства и прочих мелочей. Это было первое автономное путешествие в таком составе с определенными элементами технической сложности маршрута. В "нитку" маршрута попали частично Куртатинское, полностью Дзамарашское и Мидаграбинское ущелье, ледник Западный Мидаграбин, ледник Мидаграбин, две ступени бараньих лбов Мидаграбинского каньона, и просто около пятидесяти километров пройденных по дорогам, склонам, осыпям, снежникам и ледникам.

Длительное пребывание в горах для Вики и Ани, а тем более для меня, не было чем-то особенным, но "маршрут" для них был первый. Наш путь начался в селении Харисджин. В начале похода нам не очень везло с погодой. Не то чтобы совсем все было плохо, но и не то, что хотелось бы видеть.

В начале пути

Харисджин - последнее населенное село в Куртатинском ущелье. Выше есть только погранзастава. По ущелью, вдоль реки, встречаются остатки старых селений и культовые сооружения. Куртатинское ущелье очень красиво. В нижней части оно прорезает цепь гор Скалистого хребта, затем, минуя Солнечную долину, сужается и подходит к высокогорной части. Здесь долину окружают вершины высотой более 4000 метров, на склонах белеют вечные снега и ледники.

По Куртатинскому ущелью

Итак, 02.07.2000 года проехав около пятидесяти километров в рейсовом автобусе, мы выдвинулись в путь. Было пасмурно, немного сыро и прохладно. Медленно втягиваясь в монотонный ритм движения, три пилигрима брели вверх по дороге, ведущей к развилке на Бугультадон. Через четыре километра, к нашей радости, нас догнал грузовик с местными жителями. Наши благодетели направлялись на Хилакские минеральные источники. В кузове "шишиги" было несколько человек, много бидонов для минеральной воды, куча всякого барахла, которое возит "на всякий случай" с собой предусмотрительный водитель и немного свободного места, которое мы тут же заняли собой и рюкзаками. На вопрос "Куда мы идем?" я объяснил старику наши планы. В ответ он только многозначительно покачал головой. Доехав до поворота на Дзамараш за десять минут (пехом это было бы часа два-три), поблагодарив за помощь и распрощавшись, мы двинулись по старой геологической дороге вглубь ущелья.

Едем до Бугультадонской развилки

Пройдя метров сто от развилки, на полянке около дороги нам встретились двое отдыхающих. При нашем появлении выражения на их лицах стали примерно такими же, как если бы на их джип упала скала тонн этак в десять. Обменявшись приветствиями, мы проследовали дальше.

В нижней части Дзамараша

Дорога в ущелье проходит по долине Дзамараша, время от времени пересекая русло реки.

Первый и последний "нормальный" переход реки

В первый день нам удалось продвинуться почти на 14 километров от селения Харисджин. Большую помощь в этом нам оказал попутный автомобиль.

Вверх по старой дороге

Дойдя до очередного места пересечения дорогой реки, нам пришлось поставить первый лагерь. Здесь не обнаружилось ни моста, ни брода, а во второй половине дня воды заметно прибавилось. Не желая купаться в пасмурный день, и решив, что для первого дня достаточно, на берегу Дзамараша был установлен первый лагерь. Остаток первого дня похода был посвящен долгожданному отдыху.

3 июля. Второй день. "Ежики в тумане".

Утром 3 июля собравшись, мы продолжили путь. Однако первый "подход" к реке оказался безуспешным. Осмотр водной преграды не дал обнадеживающих результатов. Воды было по-прежнему много, может и не так как вчера, но все-таки многовато.

Пора в дорогу

Раскинув карты и поразмыслив над сложившейся ситуацией, представлялось целесообразным не переходя реку, продвинуться вверх по правому берегу, тем более что описание маршрута обещало обратный переход на этот берег реки несколько дальше, перед первой ступенью ущелья. Не желая наступать на одни и те же грабли дважды, было принято решение попытаться эти самые грабли обойти. Иначе говоря, наш дальнейший путь проходил по правому берегу Дзамарашдона. Пройдя около двух километров в "хумарях", мы подошли к травянистым прижимам.

Пройдя около двух километров в "хумарях", мы подошли к травянистым прижимам.

Здесь река вплотную подходила к склону, нижняя часть которого обрывалась к реке скальным сбросом. Когда-то в этих местах была буровая. Недалеко от реки лежат останки какого-то механизма, куски труб, и просто всякие железки. Вверх по склону уходила старая, заросшая травой дорога, а т.к. в описаниях такие дороги часто называют тропами, мы решили, что она выведет нас на первую ступень ущелья. Поднявшись на добрых две сотни метров от реки мы оказались перед старой шахтой.

Из-за тумана ошибка выяснилась слишком поздно. Траверс трвянистого склона отсюда, выше скальных выходов, не предвещал ничего хорошего, т.к. крутизна была значительной, а внизу река. Но делать было нечего, время ушло, к тому же собирался дождь. Пришлось спускаться вниз к реке и ставить второй лагерь.

Во втором лагере

Заканчивался второй день маршрута, а похвалиться было особо нечем. На простом рельефе мы буксовали почти на месте, и это в известной степени портило настроение. От первого лагеря нам удалось продвинуться вперед всего около одного километра.

4 июля. Третий день похода. "Банный день".

Вместе с рассветом, утро принесло ясность как в окружающем пейзаже, так и понимании, куда идти дальше.

Виды вверх и вниз на долину Дзамарашдона из второго лагеря

Когда солнышко греет, можно и в реке  побултыхаться, в смысле попробовать вброд переползти. Так мы и поступили. Выбрав место, где река разливается на несколько рукавов, мы благополучно перебрались на левый берег.

Первый, но непоследний переход реки вброд

Просушились. Все же неприятно, когда в ботинках чавкает! По дороге на левом берегу реки мы двинулись к первой Дзамарашской ступени. Здесь, как и следовало ожидать, не оказалось никакого намека на переправу. Частично дело облегчалось наличием двух рукавов реки, хотя и весьма многоводных.

Но делать нечего - пришлось принять крещение повторно. Река здесь более узкая и глубокая, а течение более быстрое, чем в месте первого перехода. Для надежности повесили перила. Во время перехода второго рукава, Вика пристегнутая к перилам, чем-то напоминала флюгер на ветру. Аня, как и в прошлый раз, отделалась легким испугом на папиных плечах, и во время подъема по серпантину тропы на уступ еще долго вспоминала, как трудно ей было переходить реку.

После второго перехода через Дзамараш вброд

На тропе первой ступени ущелья