ОТ ЭЛЬБРУСА ДО КАЗБЕКА

Об авторе Фото Видео Музыка Описания Карты Ссылки

При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна!
When using material from this site link to the source is required!


ОТ ЭЛЬБРУСА ДО КАЗБЕКА

И.М.Найдич, Г.Ж.Ильичева, "Побежденные вершины", ежегодник советского альпинизма 1948 год

   Это замечательное мероприятие было проведено в юбилейном 1947 году. Советские люди встречали тридцатилетие Октября новыми подвигами и достижениями. Альпинисты нашей страны решили приготовить Родине достойный подарок— провести юбилейный траверс Главного Кавказского хребта от Эльбруса до Казбека, соединив в единую цепь траверсы отдельных сложных вершин и отдельных горных массивов.

            Два снежных великана — Эльбрус с запада и Казбек с востока — стоят на границах Центрального Кавказа, наиболее высокой части хребта, в которой сосредоточены все его "пятитысячники" и около двух третей его ледников. Главный хребет насчитывает здесь более 100 скальных и ледовых вершин всех категорий трудности. Здесь есть и скромные "единицы", такие, как Азау-баши, Местиа-тау или Лобода, есть "двойки" и "тройки" — их огромное большинство. Есть и суровые сложные вершины четвертой категории трудности — Уллу-тау-чана, Донгуз-орун и др. Есть, наконец, неприступные и грозные "пятерки" — предел мечтаний спортсмена — Шхельда, Тихтенген, Безингийская стена.

            Траверсы не были уже новинкой для наших альпинистов. Нигде в мире альпинистские траверсы — труднейший вид горных маршрутов — не развиты так, как в Советском Союзе.

            Тринадцать суток продолжался траверс Дых-тау — Мижирги — Коштан-тау, пройденный Е.Абалаковым и В.Миклашевским в 1938 г. В том же году группами С.Ходакевича и Е.Белецкого был совершен траверс знаменитой Безингийской стены (Ляльвер — Гестола — Катын-тау — Джанги-тау — Шхара). Двумя годами позже группа А.Джапаридзе за десять дней траверсировала участок главного хребта от Цурунгала через Айламу и Нуам-куам до Шхары. Многочисленные траверсы Ушбы и полный траверс всех вершин Шхельды (группы В.Назарова и В.Нестерова), совершенные в 1940 г., также свидетельствовали о высоком мастерстве советских альпинистов. Если вспомнить еще траверсы, относящиеся к последним годам (траверс Джугутурлючата группой М.Ануфрикова и Е.Абалакова в 1944 г., траверс Аманауза группами В.Буданова и И.Юхина в 1946 г., траверс Птыш — Акбекский гребень — Джугутурлючат группой В.Нестерова в 1946 г. и др.), то станет ясно, что к лету 1947 г. советские альпинисты имели уже солидный опыт организации и проведения сложнейших горных траверсов, требующих тщательного изучения всего большого намеченного пути, силы и выносливости, отваги и мастерства, выдержки и решительности.

            Но траверс одного участка хребта, хотя бы и очень сложного технически, трудно сопоставить с увязанными во времени траверсами десятков групп всех участков центральной части Главного Кавказского хребта. Даже в нашей стране, где альпинизм стал массовым спортом, мероприятий такого размаха еще не проводилось, не говоря уже о том, что за рубежом они органически невозможны. Заимствовать опыт организации и проведения такого траверса было негде — все приходилось решать заново. Нельзя умолчать и о том, что самая идея подобного траверса, предложенного заслуженным мастером спорта П.С.Рототаевым, (была встречена отдельными спортсменами с некоторым сомнением: удастся ли осуществить ее— слишком уж велик был масштаб. Но именно новизна и широкий размах были по достоинству оценены альпинистской общественностью. Провести своеобразный переход групп лучших советских горовосходителей по сложнейшему 250-километровому маршруту— такова была задача, поставленная Президиумом Всесоюзной секции альпинизма.

            Было решено провести первый траверс Главного Кавказского хребта не в виде эстафеты с передачей ее от участка к участку, а как сумму многих траверсов, определив альпинистским группам, участвующим в нем, лишь общий срок прохождения их участков.

            Траверс должен был начаться пятнадцатого июля и закончиться к сентябрю 1947 г.

             Альпинисты начали подготовку.

            Для организации и проведения траверса приказом Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта в январе 1947 г. был создан штаб траверса в составе девяти человек. Начальником был назначен заместитель председателя Президиума Всесоюзной секции альпинизма генерал-лейтенант А.Ф.Горохов, его заместителем — П.С.Рототаев. (Кроме них, в штаб входили В.Благовещенский, Б.Кудинов, Я.Аркин, О.Гринфельд, В.Нефедов, Л.Пахорькова, И.Юхин. — Ред.)

            Штабом были разработаны план траверса и положение о нем, утвержденные затем Всесоюзным комитетом. Положение регламентировало условия участия спортивных групп в траверсе, время его проведения, порядок оформления материалов по траверсу. План давал конкретную разбивку Главного Кавказского хребта на отдельные участки. Был составлен предварительный расчет времени, установлена связь с вспомогательными организациями.

            Весь Главный Кавказский хребет с примыкающими к нему с севера массивами Эльбруса и Казбека был разбит на 30 участков. Некоторые из них включали один горный массив (например, первый участок — Эльбрус, двенадцатый — Уллу-тау-чана, пятнадцатый — Тихтенген), но таких было немного, огромное же большинство участков охватывало по три-четыре, а то и больше вершин. На прилагаемой схеме они хорошо видны, виден и грандиозный масштаб мероприятия в целом. Предварительная оценка трудности каждого участка носила в некоторых случаях приближенный характер: не всегда было легко оценить необычные комбинации даже классифицированных вершин, не говоря уже о том, что в некоторые участки входили вершины, еще не классифицированные и, насколько нам известно, не посещавшиеся альпинистами. Девятнадцать, то есть почти две трети всех участков траверса, представляли собою новые, еще ни разу не пройденные маршруты.

            Альпинистская общественность живо откликнулась на призыв Всесоюзной секции. Десятки спортивных групп приступили к подготовке. Украинский, Грузинский и Северо-Осетинский комитеты по делам физической культуры и спорта, Центральный дом Красной Армии и Северо-Кавказский военный округ организовали специальные альпинистские группы для траверса сложнейших массивов хребта, расположенных в отдаленных от альпинистских лагерей районах. Добровольные спортивные общества "Химик", "Локомотив", "Спартак", "Родина", "Крылья Советов", "Большевик" и "Буревестник" создали по нескольку групп из квалифицированнейших альпинистов, инструкторов, мастеров спорта. Таким образом, каждый участок был закреплен за определенной спортивной группой.

            Альпинистские лагери, расположенные в Цейском ущелье, обратились в штаб с просьбой о включении в траверс вершин, расположенных в Караугомской дуге и второй половине "Цейской подковы". Это предложение было принято и еще больше расширило масштаб траверса, значительно увеличив число альпинистов обществ "Родина", "Медик" и "Буревестник", принявших участие в траверсе. (Участки, дополнительно включенные в траверс в Цее и в других районах, отмечены на схеме номерами, совпадающими с номерами соответствующих основных участков, но с дополнительными буквами: например, 22а, 226 и т.д.) .

            Положение о траверсе предусматривало также обязательные предварительные тренировочные восхождения на вершины Главного Кавказского хребта и его отрогов. Этим еще больше увеличивалось число вершин Центрального Кавказа, штурмовавшихся советскими альпинистами в юбилейном 1947 году. Следует отметить также, что для многих особенно наиболее сложных участков предусматривались дополнительные или дублирующие группы, которые обеспечивали прохождение участка в случае невыполнения основной группой своей задачи.

            Итак, подготовка закончена. Сделаны тренировочные восхождения. Районные уполномоченные Всесоюзного комитета проверили в последний раз готовность групп к штурму вершин Главного Кавказского хребта. Руководителям спортивных групп вручены бланки штаба траверса, на которых они должны были писать записки, оставляемые в турах пройденных вершин и перевалов. Траверс начался!

            Мы не будем подробно описывать, как проходил траверс на всех тридцати участках. Этого не позволяет сделать объем настоящей статьи, и мы вынуждены ограничиться лишь описанием некоторых из них, тем более что отдельным маршрутам, представляющим наибольший спортивный интерес, посвящены специальные статьи нашего "Ежегодника" (см. статьи В.Абалакова, И.Юхина).

            Нумерация участков начиналась с запада. Первый участок включал в себя обе вершины Эльбруса, высочайшего горного массива Европы. Впервые лыжное восхождение на него было сделано В.Гиппенрейтером в 1939 г. и повторено группой московских горнолыжников в 1940 г. Но никто еще не пробовал сделать на лыжах траверс хотя бы одной из эльбрусских вершин, несмотря на то, что их сильная заснеженность создавала обычно вполне благоприятные условия для этого.

            Участок номер один — траверс западной и восточной вершин Эльбруса — был пройден на лыжах Анд.Малеиновым, В.Гиппенрейтером и К.Спиридоновым. Подъем из лагеря "Большевик" до "Приюта 11" и акклиматизация на высоте 4000м заняли трое суток. На четвертый день тройка альпинистов вышла на траверс западной вершины Эльбруса (5633м).

            Восхождение было совершено по юго-восточному склону, спуск — в буран и непогоду—по северо-восточному гребню на седловину. Здесь из-за продолжавшегося бурана группе пришлось отсиживаться в палатке весь следующий день.

            Шестой день был последним в траверсе. Лыжники поднялись на восточную вершину (5595м) по западному ее склону, сняли записку кабардинских альпинистов 1946 г. и совершили стремительный спуск на восток в долину реки Ирик. Необычно быстрая потеря высоты — 3500м за несколько часов — не сказалась сколько-нибудь на здоровье альпинистов, успешно закончивших траверс.

            Следующие три участка траверса были пройдены группами армейских альпинистов (ЦДКА). Группа под: руководством Н.Бульон прошла второй участок - Уллу-кам-баши — Азау-баши, группа Н.Резанцева совершила траверс участка гребня от перевала Чипер-азау до перевала Донгуз-орун. Оба эти траверса были пройдены впервые и классифицированы как маршруты II-А категории трудности. Десятикилометровый траверс от перевала Донгуз-орун до перевала Бечо, включавший в себя суровые вершины Накра-тау (4277м) и трехглавый Донгуз-орун (4436, 4452, 4435 м), представлял значительно большую трудность.

            С ледника Накра-тау на южный гребень одноименной вершины подъем шел по мокрым бараньим лбам и сильно растрескавшемуся висячему леднику. Достаточно сказать, что первые 100—150м альпинисты были вынуждены идти фактически в толще ледника, по дну трещин, переходя из одной трещины в другую. Ледовые склоны верхней части ледника были менее растресканы, но крутизна их достигала 50—55°. Большой осторожности потребовал также переход с одной вершины Накра-тау на другую.

            На дальнейшем пути пятерке альпинистов ЦДКА (П.Рототаеву, Л.Веденееву, Н.Тяпкину, В.Андрееву, Ю.Соколову), вышедшей на траверс этого участка, пришлось преодолевать еще и непогоду. Из-за надвигающейся грозы подъем на западную вершину Донгуз-оруна совершали не по скальному гребню, а по крутому фирновому южном у склону с переходом мощных подгорных трещин. На восточную вершину Донгуз-оруна пять альпинистов поднимались уже в метель и грозу. Крутой (около 45°) ледовый склон, по которому шел подъем, местами припорошенный снегом, требовал в этих условиях особо тщательной страховки.

            Вечер застиг группу на спуске с Донгуз-оруна к перевалу Бечо. Чтобы укрыться от ветра, пришлось вырубить ниши для палаток в длинном снежном гребне. Буран и гроза продолжались всю ночь. Утром спортсменам стоило больших трудов выбраться из-под толщи снега, завалившего палатки. Траверс четвертой категории трудности был благополучно завершен семнадцатичасовым спуском в лагерь "Большевик".

            Как траверс IV категории трудности был оценен и пятый участок, пройденный альпинистами спортивного клуба Московского авиационного института Л.Юрасоаым, Д.Симановйчем, И.Лапшенковым, В.Ногаевым и включавший в себя вершины Юсеньги-Узловую, Ах-су, Малую Шхельду, пик Физкультурник и пик Бивачный. Этот шестикилометровый траверс был пройден группой Юрасова за трое суток. Наиболее трудными участками были выход на предвершинный гребень Малой Шхельды по крутым скалам и нижняя, сильно расчлененная часть этого гребня, спуск на юго-восток с пика Физкультурника по сильно разрушенным скалам, фирново-ледовый с резкими взлетами гребень, ведущий от этого пика к перевалу Бивачному и технически сложный, но не протяженный подъем с юга на массивную пирамиду пики Бивачного. Так же как и четвертый участок, этот маршрут был пройден впервые.

            Шестой участок был одним из наиболее сложных во всем траверсе. Он включал в себя пять вершин Шхельды и представлял собой маршрут высшей — V-Б — категории трудности. Спортсмены общества "Спартак" разработали интересный и сложный план прохождения его.

            Четверка в составе В.Пелевина, Л.Филимонова, В.Рубанова и Ш.Тенишева начала свой путь с перевала Ах-су, пройдя, таким образом, почти весь пятый участок (исключая вершину Юсеньги-Узловую, наиболее простую его часть), и продолжала далее траверс вершин, входящих в систему Шхельды. Они прошли пик Профсоюзов, Первую западную вершину Шхельды и, поднявшись на Вторую западную вершину Шхельды, встретились здесь с группой В.Абалакова. В.Абалаков и его товарищи — Н.Гусак, И.Леонов и В.Чередова — совершили восхождение на эту вершину с севера.

            Восхождение группы В.Абалакова надо признать выдающимся достижением советского альпинизма. Штурм северного ребра Шхельдинской стены с ее оледенелыми скальными отвесами, лавинными кулуарами и угрожающими камнепадом участками требовал безупречного владения техникой. Штурм спартаковцев свидетельствовал о росте спортивного класса советских восходителей.

            После встречи на вершине объединенная группа альпинистов "Спартака" намеревалась продолжать движение на восток, траверсируя Центральную и Восточную вершины Шхельды. Но из-за непогоды, господствовавшей в течение многих дней, Центральная Шхельда была заснежена, а альпинисты уже утомлены технически сложным путем, пройденным в тяжелых метеорологических условиях. Поэтому В.Абалаков принял решение, не продолжая траверса, опуститься на юг.

            Восточная вершина Шхельды была еще до этого пройдена группой лагеря "Локомотив" в составе И.Леонова и Н.Белавина. Таким образом, на этом шестом участке траверса оставалась непройденной только Центральная Шхельда. Попытка восхождения на нее спортсменов "Большевика" под руководством Г.Одноблюдова также не увенчалась успехом. Группа дошла до последнего "жандарма" (около 200м от вершины) и была вынуждена возвратиться из-за грозы.

            Седьмой участок — пик Щуровского (4259м) — был блестяще траверсирован группой В.Абалакова, поднявшейся на него "в лоб" по северной стене. Вторая группа "Спартака", под руководством В.Пелевина, поднялась на пик Щуровского по ребру. Оба маршрута пройдены впервые.

            Сравнительно легким был восьмой участок, включавший в себя две вершины первой категории трудности — пик Вуллея и пик Железнодорожника. Он был пройден группой из 17 участников школы младших инструкторов под руководством И.Леонова и оценен как маршрут II-А категории трудности.

            Значительный спортивный интерес представляет собой девятый участок — траверс вершин: пик Вольной Испании (около 4200м) — Бжедух (4272м), никем ранее не пройденный. Этот участок (был пройден группой лагеря "Локомотив" под руководством В.Нефедова. В первый раз непогода вынудила спортсменов спуститься, но вторая их попытка увенчалась успехом. Начав движение с перевала Кашка-таш, группа Нефедова поднялась на острую вершину пика Вольной Испании, а затем перешла на гребень, ведущий к Бжедуху. Ледовый гребень с отдельными скальными участками и крутыми взлетами был местами настолько узок, что по нему приходилось продвигаться верхом. Но особенно сложен был спуск с Бжедуха на ледник Кашка-таш по крутому ледяному склону. На одном из участков группа подошла к сложному нагромождению ледяных глыб, разделенных трещинами. Попытки обхода не увенчались успехом. С трудом удалось найти брешь в этом ледовом лабиринте.

            Этот же участок в обратном направлении был пройден группой украинских альпинистов под руководством А.Зюзина (Н.Яковенко, Л.Ходюш, С.Тюленев), совершивших траверс пиков: Кавказ — Бжедух — Вольная Испания. Их маршрут имеет V-А категорию трудности.

            Десятый участок охватывал вершины Уллу-кара — Башкара — Гадыл — Лекзыр-тау. Траверс первых двух вершин сделали спортсменки общества "Локомотив" под руководством О.Туркотенко, траверс Башкара — Гадыл — Лекзыр-тау прошли альпинисты ЦДКА во главе с В. Коломенским.

            Следующие четыре участка, включающие отрезок хребта между Джантуганским плато и перевалом Кит-лод, были пройдены альпинистскими группами общества "Химик". Первыми вышедшими на траверс своего участка были группы И.Макридина и П.Поварнина. Четырнадцатого июля, накануне официального начала Всесоюзного траверса, они вышли из лагеря и заночевали под снежным массивом Чегет-тау-чана (вершина стены Джигита). Двойка Макридина поднялась на Чегет-тау-чана (4110м) с северо-востока по пути, только однажды пройденному альпинистами (группой Ю.Журавского в 1941 г.). За ней тем же путем поднялась четверка Поварнина. На вершине их пути разошлись: группа Макридина пошла на восток, спустилась на перемычку между Чегет-тау-чана и Лацга (3995м), траверсировала Лацгу и спустилась на перевал Гарваш; группа Поварнина двинулась на запад по узкому гребню Чегета к перемычке между Чегетом и Гумачи, траверсировала обе вершины Гумачи и спустилась на Джантуганское плато.

            Таким образом, альпинисты не только проделали полный траверс одиннадцатого участка (от Джантуганского плато до перевала Гарваш), но и добавили к нему сложное восхождение на Чегет-тау-чана по северо-восточному ребру. Они вышли к середине своего участка и разошлись в разные стороны. Эти траверсы были пройдены 15—16 июля и являлись по времени первыми из всех, проделанных нашими альпинистами на Кавказе по плану Всесоюзного траверса. Несколько позже весь одиннадцатый участок был траверсирован с запада на восток группой Б.Белякова, И.Найдича, Л.Милютиной, О.Городовой.

            Вслед за одиннадцатым участком траверса вскоре был пройден и двенадцатый — траверс горного массива Уллу-тау чана ("Гигантская горная стена"), замыкающего ущелье Адыр-су. На него вышла группа в составе Г.Коленова, Д.Суходольското, И.Макридина и В.Мартынова. Группа Коленова начала свой маршрут на перевале Гарваш.

            Гребень Уллу-тау-чана представляет собою длинный изрезанный скальный хребет с частыми и резкими повышениями и понижениями. Он настолько остер, что альпинисты с трудом выбирали на нем места для привалов и ночевок. Солидная для Кавказа высота—4203, 4207 и 4353м — характерна для вершин Уллу-тау-чана.

            Зачастую скальный гребень прерывается глубокими понижениями, и альпинистам приходилось искать обходные пути с юга, где солнце (растопило ледовую пленку, покрывающую скалы. Трудный маршрут (IV-Б категории трудности) был отлично пройден группой Коленова.

            Альпинистами общества "Химик" под руководством Д.Гудкова был впервые траверсирован участок хребта от Местийского до Твиберского перевала с расположенными на нем вершинами Сарыкол-баши (3862м), Местиа-тау, пика Стахановец и Башиль-тау (4146м). На этом шестикилометровом участке наиболее сложным был траверс острой вершины Башиль-тау. Первопрохождением был и траверс группой В.Мартынова четырнадцатого участка, включавшего три вершины Кулак-тау и Безымянную вершину.

            Следующий — пятнадцатый — участок являлся одной из наиболее сложных и интересных частей траверса. Восхождения на величественную вершину Тихтенгена насчитываются единицами, — полный траверс всего массива еще не сделан. На траверс массива Тихтенгена с востока на запад вышла руководимая И.Юхиным группа ЦДКА в составе В.Коломенского, Б.Корндорфа и А.Веселова.

            Первый день был солнечным и удачным, альпинисты вышли на восточный гребень и несколько продвинулись по нему. Со второго дня погода испортилась. Непрерывный ветер, туман, временами гроза сопровождали четверку спортсменов на всем их сложном пути по восточному гребню.

            На четвертый день в тумане альпинисты вышли на главную вершину Тихтенгена и начали спуск на запад. Только на пятый день пути над головами спортсменов засияло яркое солнце, и они впервые увидели за спиной пройденную красавицу-вершину.

            Еще два дня спуска при хорошей погоде по сложному гребню с большими "жандармами", крутыми провалами, с трудной скальной и ледовой работой, тщательной попеременной страховкой — и на восьмой день пути сложное задание было выполнено. Альпинисты опустились на ледник Китлод. Был совершен траверс главной вершины Тихтенгена с востока на запад, представляющий собою маршрут IV-Б категории трудности.

            Безингийская стена — шестнадцатый участок траверса — осталась непройденной. На ее траверс была намечена группа харьковских альпинистов под руководством В.Сигалова. Но согласившись первоначально на этот маршрут, Сигалов долго оттягивал выход и в конце концов отказался от траверса. Пришлось создать объединенную группу А.Малеинова и А.Зюзина, но, прибыв в Безингийское ущелье в первые дни сентября, она уже не смогла осуществить траверс из-за непрерывной непогоды, господствовавшей в районе Безенги весь месяц. Семнадцатый участок представлял собой маршрут пятой категории трудности. Он был пройден грузинскими альпинистами И.Марром, Г.Зуребиани, Б.Хергиани, Ч.Чартолани. По трудному, крутому снежному кулуару они поднялись на перемычку между Шхарой и Малой Трапецией, откуда и начали свой путь по гребню. Путь этот шел в основном по скалам: Нуам-куам (4283м) — чисто скальная вершина, у Айламы (4537м) только сама вершина снежная, на гребне Цурун-ла (4242м) лишь отдельные участки покрыты снегом., между Нуам-куамом и Айламой, а также между Айламой; Цурунгалом на гребне стоят также две скальные безымянные небольшие вершины.

            Двигаясь с запада на восток, группа Марра уверенно прошла по всему гребню, сильно зазубренному, острому, с большим количеством "жандармов". Спускаясь, на перемычку между Айламой и Цурунгалом по трудным, ломким скалам и "живым" осыпям, альпинисты обнаружили месторождения сурьмы. Анализ образцов, собранных спортсменами, показал, что процент металла в них: значительно выше, чем в других кавказских месторождениях.

            Спуск с Цурунгала на юг альпинистам пришлось совершать в тумане. Затянувшаяся непогода сделала невозможным траверс соседнего.— восемнадцатого — участка с вершинами Белая Незнакомка (4100м), Черная Незнакомка (4049м) и Фытнаргин (4185м). Группа В. Хергиани, которая должна была пройти его, являлась вспомогательной для группы Марра и во время их траверса Нуам-куам — Айлама — Цурунгал наблюдала за движением товарищей, а когда те спустились, то погода совсем испортилась.

            Следующие три участка, охватывающие часть гребня; от перевала Шари-вцек на западе до перевала Гурдзи-вцек на востоке, были пройдены группами альпинистов Северо-Кавказского военного округа. Траверсы вершин, Шари-тау (3905м) — Пассис-мта (3787м), Гезе-тау-— "3888" — Лобода (4320м) — Цители (4247м), вершина "3780" — Таймази (3814м), Каин-авцек — Цихварга (4138м), совершенные группами Г.Кандинашвили и Г.Черевиченко, были впервые пройденными маршрутами второй и третьей категорий трудности.

            На траверс двадцать второго участка вышла сильная группа мастера В.Раделя. Поднявшись под самую вершину Бурджулы, альпинисты были застигнуты непогодой. Туман и пурга чрезвычайно затрудняли как движение, так и ориентировку и вынудили начальника группы принять решение о спуске. Бурджула (4357м) осталась непройденной. Так же "не повезло" и Чанчахи (4453м): дважды альпинистские группы (В.Кутового и И.Калашникова) выходили на нее, подходили под самую вершину и возвращались обратно из-за непогоды. Непогода в этом году то и дело нарушала планы альпинистов. Особенно тяжело приходилось группам, выходившим на многодневные траверсы.

            Группа альпинистов общества "Родина" вышла на траверс двадцать пятого участка. Начальником группы был А.Дурнов, участниками С.Лупандин, А.Лупандина, И.Женьер и М.Губерман. Предварительная заброска продуктов на Скаазский перевал и вершины Заромаг и пик Ронкетти во многом помогла успеху сложного мероприятия.

            Заночевав на Скаазском перевале, альпинисты вышли на гребень Адай-хоха и вскоре поднялись к крутому снежно-ледовому куполу, резко обрывающемуся по обе стороны. Подъем с тяжелыми рюкзаками требовал тщательной страховки. Ледовый купол был взят, и группа вышла на вершину (4408м).

            Спуск по северо-западному гребню Адай-хоха представлял значительные трудности. Альпинистам пришлось здесь преодолевать ледовые гребешки с отдельными скальными участками, крутые снежно-ледовые кулуары, требующие рубки ступеней и крюкового охранения. Только к концу дня группа достигла перемычки между Адай-хохом и Заромагом.

На третий день на узком гребне Заромага альпинистов застигла непогода. Сильный ветер со снежной крупой вскоре перешел в грозу. Возобновить движение удалось только в середине следующего дня. Три часа обходили слева большой заснеженный "жандарм", а перед следующим "жандармом" пришлось заночевать.

            Утром пятого дня спортсмены вышли на дальнейший штурм вершины. Снегопад прекратился, но туман, холод и сильный ветер затрудняли преодоление заснеженных "жандармов" и острого снежного гребня. Перед самой вершиной альпинисты три часа с крюковой страховкой преодолевали сто пятьдесят метров острого ледово-снежного гребня с огромным карнизом, свисавшим на юг, и крутым обрывом на север. В сплошном тумане они поднялись на Заромаг (4203м).

            На шестой день пути, опять в тумане, группа Дурнова траверсировала пик ВЦСПС и впервые, воспользовавшись кратковременным просветом, установила связь с наблюдательной группой. Еще два с половиной дня было потрачено на траверс трех вершин пика Ронкетти и спуск в лагерь. Ветер, снег, туман, а затем и дождь были постоянными спутниками альпинистов на этом участке. Маршрут IV-Б категории трудности был пройден альпинистами спортивного общества "Родина" в сложнейших метеорологических условиях за восемь с половиной суток.

            В районе Цея и Караугома альпинистами обществ "Родина", "Медик", "Буревестник", "Крылья Советов" было пройдено семь дополнительно включенных во Всесоюзный траверс участков. Траверс восточной и западной вершин Караугома (4513, 4510м) сделали Г.Бухаров, В.Найдич, А.Севастьянов, М.Маслова. Двадцать третий участок и дополнительные к нему были пройдены группами К.Долинского, Т.Волгиной, Г.Маслова, В.Кутового, Е.Завадского и В.Лубенца. Особо следует здесь отметить блестящий траверс IV -Б категории трудности Сонгути (4460м) — Улларг (4320м), впервые совершенный Т.Волгиной, 3.Федоровой, Л.Богородским, М.Шестаковым и Ю.Арцишевским. Из дополнительных маршрутов двадцать пятого участка наиболее интересен траверс вершин пик Лагау (4066м)—пик Москвич (3787м) — пик Пассионарии (4000м) — пик Вильса (3868м), сделанный также впервые группой Л.Литвиновой.

            Двадцать шестой участок траверса, включающий вершины Цмиаком-хох (4129м), "3655" и "3786", был успешно пройден альпинистами общества "Родина" под руководством Е.Строганова. Этот маршрут также был сделан впервые.

            Остальные четыре участка траверса были пройдены североосетинскими альпинистами.,

В числе их сложный траверс вершин: Тепли (4428м) — Колота (3998м) — Архон (4255 м) IV-А категории трудности, проделанный группой Г.Черевиченко. Вершина Джимарай-хох (4778м) не была пройдена группой М.Гапоненко, которая в жестокую непогоду потерпела аварию, спускаясь на юг с перемычки между Саутиси и Джимарай-хох.

            Восхождение североосетинских альпинистов под руководством К.Биллевича на Казбек (5043) было самым восточным восхождением, вошедшим во Всесоюзный траверс Главного Кавказского хребта.

            Мы рассказали очень кратко о том, как проходил траверс на отдельных участках хребта. Попытаемся теперь подвести некоторые итоги.

            Из тридцати основных участков, на которые был разбит Главный Кавказский хребет от Эльбруса до Казбека, остались непройденными только два — шестнадцатый (Безингийская стена) и восемнадцатый (Белая Незнакомка, Черная Незнакомка и Фытнаргин). Причины этого указаны выше. В результате траверса советские альпинисты прошли 92 из намеченных 104 вершин Главного Кавказского хребта. Из двенадцати непройденных вершин восемь находятся в участках 16 и 18, остальные — Центральная Шхельда, Чанчахи, Бурджула и Джимарай-хох—не были взяты из-за непогоды.

            Если учесть траверсы, совершенные на дополнительно включенных участках, а также тренировочные восхождения участников траверса, то окажется, что на 161 вершине Главного Кавказского хребта и его отрогов были оставлены записки участников Всесоюзного траверса. Многие участки гребневой линии Главного Кавказского хребта были впервые пройдены по ходу траверса, многие маршруты получили свою классификацию. Восемьдесят семь спортивных групп приняло участие в этом большом мероприятии, четыреста восемьдесят девять альпинистов штурмовали вершины хребта и его отрогов. Среди участников траверса было 6 заслуженных мастеров спорта и 15 мастеров спорта.

            Задача одновременного выхода сотен опытных восходителей на штурм вершин Главного Кавказского хребта на всем протяжении его от Эльбруса до Казбека, организация массового восхождения квалифицированнейших альпинистов нашей страны по единому плану — эта задача оказалась по плечу только советским спортсменам.

            В этом, невиданном по своему масштабу, штурме десятков вершин проверялось мастерство советских восходителей, их организованность и дисциплина. Траверс показал рост спортивного мастерства и те присущие советским людям качества — товарищество, волю к победе, сплоченность в борьбе, которые отличают наших альпинистов.

            Следует особо отметить, что задача эта решалась в чрезвычайно неблагоприятной метеорологической обстановке. Альпинистский сезон 1947 г. отличался неустойчивой погодой на всем Кавказе. Обильные снегопады, дожди, усиленное таяние снегов привели к обледенению скальных вершин, обнажению ледников, увеличению числа ледниковых трещин, обилию лавин и обвалов.

            Бурно разливались горные реки, снося мосты и переправы. На высоких хребтах скапливались большие массы свежего снега, нависая огромными карнизами и неустойчивыми пластами. Частые бураны и грозы не давали возможности выходить на восхождения. Не было почти ни одного маршрута, который полностью прошел бы в условиях хорошей солнечной погоды. Не раз опытнейшие спортсмены из-за суровой непогоды, соблюдая основной закон советского альпинизма — безаварийность восхождений, не имея права рисковать ценнейшим капиталом в нашей стране — человеческой жизнью, вынуждены были возвращаться с маршрута, не дойдя нескольких сот метров до вершины. Только в результате напряженных усилий сотен альпинистов подавляющая часть вершин первоначально намеченного маршрута была пройдена.

            Эти успехи оказались возможными потому, что спортсмены — участники траверса — проявили большую настойчивость и волю к выполнению общей задачи. Альпинистские лагери в значительной мере способствовали успеху дела, обеспечивая прохождение порученных им участков. Здесь особо следует отметить такие лагери, как "Химик", "Локомотив", "Родина", первыми выполнившие свои задания, а затем и перевыполнившие их. В первых радах участников траверса были и группы альпинистов ЦДКА..

            Ход и выполнение траверса показали, что мероприятие подобного масштаба вполне осуществимо. Участки, не обеспеченные по каким-либо причинам одной группой, проходились другими. Лагери следили за ходом траверса на всех участках и предлагали штабу свои силы для обеспечения непройденных участков. Некоторые группы: создавались на месте в горах и утверждались уполномоченными Всесоюзного комитета. Но наряду с общими высокими спортивными результатами траверса, следует упомянуть и недочеты в его организации: отсутствие резервных и вспомогательных групп на отдельных участках, недостаточную радиосвязь штаба траверса с лагерями и группами, а также недостаточное участие в траверсе добровольных спортивных обществ "Буревестник", "Медик", "Большевик" и некоторых республиканских комитетов по делам физической культуры и спорта.

            В сентябре 1947 г. юбилейный траверс был завершен. Альпинисты разъехались по городам Советского Союза, получив хорошую закалку и гордясь своими спортивными достижениями. Штаб траверса и Президиум Всесоюзной секции альпинизма подвели итоги проделанной альпинистами работы.

            Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта высоко оценил результаты траверса, отметив в своем приказе необходимость проведения подобных мероприятий в будущем. Несмотря на ряд отмеченных Всесоюзным комитетом ошибок, допущенных в ходе траверса, работа большинства альпинистов и руководства траверсом получила высокую оценку.

            Президиум Всесоюзной секции альпинизма отметил, что "Траверс Главного Кавказского хребта явился ценным вкладом и дело развития советского альпинизма, как новая более высокая форма практической работы альпинистов. Проделав большое количество траверсов отдельных вершин и массивов Главного Кавказского хребта в исключительно неблагоприятных метеорологических условиях 1947 года, советские альпинисты сделали достойный подарок Родине ко дню ее славного юбилея".

---------------------------

Расхождения в высотах отдельных вершин по сравнению-с "Классификацией" 1946 г. объясняются тем, что мы пользовались данными съемок позднейших лет. — Авторы.