Особенности фотосъемки в горах

Об авторе Фото Видео Музыка Описания Карты Ссылки

При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна!
When using material from this site link to the source is required!


Особенности фотосъемки в горах

Э.Манукянц, 2008

Фотография, с момента ее возникновения прошла большой путь эволюции, как в техническом развитии, так и в приемах создания художественного образа. Фотоаппараты, в том числе и цифровые, имеющиеся сегодня в продаже, могут удовлетворить своими возможностями и характеристиками, как начинающего, так и искушенного фотографа. Во время путешествий и восхождений в горах у нас есть возможность унести с собой незабываемые величественные пейзажи, огненные закаты, бескрайние панорамы, открыть этот суровый и труднодоступный, но вместе с тем сказочно красивый мир для широкой аудитории.

Вид с вершины г.Казбек (5033м), Konica Minolta Z2, собранная панорама.

 

Характеристики цифровых фотоаппаратов и их значение при съемке в условиях высокогорья

 

Если фотоаппарат еще не приобретен, вы сможете точнее сориентироваться при выборе модели; если же он уже есть – оценить его возможности в рассматриваемом контексте, и может быть, подумать о его замене.

Для большей ясности вначале определимся с терминологией:

    Разрешаюшая способность матрицы - величина определяющая количество точек изображения. Например 8 Мп означает, что изображение состоит из приблизительно 8 миллионов точек. Без учета остальных параметров камеры можно сказать, чем больше разрешение, тем больше детализация изображения, а это значит можно напечатать без ухудшения качества изображения больший размер фотографии.

    Фокусное расстояние объектива - расстояние от оптического центра объектива до плоскости проецируемого на приемник изображения (пленка, матрица) при котором размер получаемого изображения соответствует площади стандартного 35 мм. кадра.

    Диапозон трансфокации - соотношение максимального и минимального значения фокусного расстояния.

    Фокальная плоскость камеры - место расположения светочувствительного элемента камеры.

    Минимальная дистанция фокусировки - минимальное расстояние от объекта съемки до фокальной плоскости камеры.

    Макросъемка - съемка малогабаритных объектов с получением увеличенного изображения.

    Выдержка - время в течении которго происходит экспонирование (засвечивание) изображения на светочувствительном элементе.

    Глубина резкости - наибольшее и наименьшее расстояние от точки фокусировки, в пределах которго сохраняется требуемая четкость (фокусировка) изображения.

    Диафрагма - отношение фокусного расстояния к диаметру отверстия. Определяет количество света попадающего на светочувствительный элемент и глубину резкости снимаемой сцены.

    Баланс белого - настройка, определяющая соотношение цветовых составляющих RGB. Влияет на правильность цветопередачи.

    Чувствительность матрицы (ISO) - параметр эквивалентный по смыслу чувствительности фотопленки. Большее значение позволяет снимать при слабом освещении, но приводит к увеличению уровня шумов.

    Стабилизатор изображения - средство компенсации побочного движения камеры при съемке для получения четкого изображения. Стабилизаторы могут быть электронные и механические (оптические). Оптические, в свою очередь, могут конструктивно размещаться в самом фотоаппарате или сменном объективе.

Среди основных характеристик камеры, влияющих на качество получаемого снимка и удобства использования фотоаппарата можно отметить следующие:

·         разрешающая способность (число пикселей матрицы),

·         качество оптики объектива (объективов) и его характеристики, фокусное расстояние, диапазон оптической трансфокации, хромаберрация (цветовые искажения на краях картинки в крайних значениях фокусного расстояния), минимальная дистанция фокусировки, возможность смены объектива, возможность установки дополнительных фильтров и насадок, возможности макросъемки,

·         диапазон изменения параметров экспозиции - выдержки, диафрагмы (для зеркальных камер вторая величина определяется возможностями сменного объектива),

·         наличие режимов ручной регулировки параметров съемки (выдержка, диафрагма, баланс белого, чувствительность матрицы, и др.),

·         наличие, тип, качество работы стабилизатора изображения,

·         тип примененных источников питания,

·         наличие электронного видоискателя (для незркальных камер),

·         конструкция (класс) камеры (обычная или зеркальная),

·         наличие в продаже дополнительных аксессуаров к камере, позволяющих расширить возможности применения,

·         габариты и вес

 

 

Вкратце остановимся на некоторых характеристиках.

С разрешающей способностью на сегодняшний день особых проблем нет. Даже многие «мыльницы» имеют матрицы в 8 и более Мп. Горные пейзажи и панорамы эффектно смотрятся при печати с размером 20*30 и более. Это, конечно, не означает, что все снятые кадры надо обязательно печатать на бумаге с максимальным размером, но техническая возможность для этого определяется именно на этапе съемки возможностями фотоаппарата. Из практики можно утверждать, что снимок сделанный 4 Мп камерой, и доведенный до нужного уровня в редакторе вполне подходит для качественной печати с размером 20*30 см., и в приемлемом качестве 30*45 см. Аппарат с матрицей большего разрешения, при прочих равных условиях, позволит значительно снизить трудозатраты по обработке и доводке снимков. Запас по разрешению может также пригодиться при просмотре снимка на экране монитора в крупном масштабе для изучения рельефа. Учитывая, что многие современные камеры, оснащенные матрицами в 8, 10, а то и 12 Мп имеют вполне приемлемую цену, желательно остановить свой выбор на одной из них, обеспечив определенный запас по этому параметру на ближайшую перспективу. После принятия решения о требуемом разрешении матрицы стоит обратить внимание на ее физический размер, который также оказывает значительное влияние на качество изображения. Матрица с большей площадью (в описаниях фотоаппаратов приводится размер по диагонали или по сторонам) предпочтительнее при прочих равных условиях, т.к. позволит получать менее зашумленное изображение.

Оптика. Это один из самых важных и дорогих компонентов фотоаппарата, а в случае с зеркальным фотоаппаратом стоимость хорошего телевика может оказаться в несколько раз больше стоимости самого аппарата. В конечном итоге, именно он в значительной степени определяет качество получаемых снимков.
    Съемка в горах часто требует применения режима трансфокации (приближения), особенно в случаях, когда приблизиться к объекту съемки не представляется возможным или когда требуется подробное изображение участка рельефа. Камеры с 3-5 кратным трансфокатором (изменением фокусного расстояния объектива) малопригодны для такого применения. Желательно наличие 10 и более кратного трансфокатора. Однако надо учитывать, что эта величина означает не степень увеличения изображения, а соотношение между минимальным и максимальным значением фокусного расстояния. Иными словами, значение трансфокатора х1 на самом деле означает его минимальное значение из возможного диапозона, которое, как правило, соответствует уменьшению размера изображения в 2-3 раза относительно видимого обычным глазом. При переводе оптики в состояние теле- 10х будет получено 3-4 кратное увеличение, именно увеличение, изображения. В каком-то смысле это маркетинговый трюк, которым пользуются производители и продавцы фотоаппаратов возникающий из-за путанницы в терминологии и методах оценки параметров. Размер получаемого изображения, например, при 6-ти кратной трансфокации, на различных незеркальных камерах также будет неодинаковым, т.к. величины начальных и конечных значений фокусных расстояний у всех моделей отличаются. Для сравнения - у аппарата Konica Minolta Z2 минимальное фокусное расстояние соответствующее 1х трансфокации равно 38 мм., а для камеры Panasonic FZ18 - 28 мм. Отсюда следует, что и размер изображения одного и того же предмета для второй камеры будет при максимальном "отъезде" в 38/28=1,35 раза меньше.
   Для зеркальных камер используется другая система оценки степени увеличения изображения, оцениваемая только в величине фокусного расстояния. Изображение видимое невооруженным глазом приблизительно соответствует 50-55 мм фокусного расстояния объектива (в 35 мм. эквиваленте). Следовательно, если объектив имеет максимальное значение ф.р. 300 мм., то это значит, что он увеличивает (именно "увеличивает") картинку в 6 раз. Существуют модели объективов с весьма большими значениями увеличения - 800 и более мм. (т.е. 16 и более раз), однако они стоят очень дорого и имеют большие размеры и вес.
   При этом надо отметить, что съемка в режиме телефото для исключения смазывания картинки может потребовать применения штатива даже при нормальных условиях освещения.

Мидаграбинский водопад. До объекта съемки около 600 метров, применена 3х трансфокация. Konica Minolta Z2.

 

Получение качественного изображения объективом с небольшим размером линз затруднительно, поэтому еще одним, косвенным показателем качества оптики можно считать диаметр примененных линз.

Оптика не очень высокого качества на больших значениях трансфокации (крайних значениях фокусного расстояния) склонна к проявлению такого неприятного эффекта, как цветовое искажение яркостных переходов на краях кадра, известное как хромаберрация. Иногда это явление сопровождается расфокусировкой на краях кадра.

Снимок выполнен на видеокамере Sony HDR-HC1E в фоторежиме 2,8 Мп с дополнительной 2,5-кратной насадкой на объектив фирмы Konix. Общее значение трансфокации – 25.

 

Данное явление проявляется при нарушении соосности расположения линз в оптической системе и недостаточно высоком качестве изготовления самих линз. Оценка приемлемости величины искажений производится опытным путем, съемкой с максимальным приближением объекта, имеющего контрастные переходы от светлого к темному. Это явление может значительно усилиться при использовании дополнительных теленасадок на штатный объектив. Если предполагается интенсивное использование режима трансфокации на больших величинах, возможно, стоит остановить свой выбор на моделях фотоаппаратов со сменными объективами. При этом, надо учитывать, что лучше иметь несколько объктивов с разным диапозоном фокусных расстояний, чем один с очень широким. Объектив с узким диапозоном (или фиксированным фокусным расстоянием) менее подвержен явлению хромаберрации.

На фотоаппаратах начального уровня часто не предусматривается возможность установки дополнительных фильтров, бленд и насадок на объектив, что, несомненно, является недостатком таких камер.

Возможности макросъемки также являются важным показателем качества оптической системы фотоаппарата. В горах, как и в любой природной среде, есть множество интересных объектов, съемка которых ведется с максимально возможным увеличением. Это - растения, насекомые, узоры на льду или камнях и многое другое. При выборе фотоаппарата надо учитывать, что расстояние с которого возможна макросъемка для камер различной конструкции неодинаково. У зеркальных камер с соответствующим объективом дистанция до объекта съемки значительно больше, чем у камер компакт- и творческого класса, что в каком-то смысле облегчает процесс фотографирования, т.к. приблизиться вплотную (несколько сантиметров) к какой-нибудь бабочке или зверушке не всегда представляется возможным.

Макросъемка с расстояния 8 см. Konica Minolta Z2.

 

Макросъемка с расстояния 4 см. Konica Minolta Z2.

 

Способность того или иного аппарата сфокусироваться при требуемых расстояниях до объекта съемки и обеспечить при этом требуемую глубину резкости всецело определяется возможностями оптики, то есть объектива.

После оптики и матрицы, следующим по значимости параметром можно назвать формат сохраняемого изображения. Большинство недорогих камер записывают изображение в самый распространенный формат - JPG. При всех его приемуществах он обладает одним важным недостатком - деструктивной компрессией. Дело в том, что изображение, как и звук, очень плохо поддаются сжатию. Поэтому для уменьшения объема применяются алгоритмы упрощения изображения приводящие неизбежно к ухудшению качества картинки. Камера позволяющая снимать в несжатом и необработанном формате имеет несомненные приемущества. Многие огрехи допущенные во время съемки можно безболезненно устранить на компьютере, в спокойной обстановке, не боясь что-либо испортить. Дело в том, что несжатый формат, известный больше как RAW, при редактировании не подвергается модернизации. Происходит изменение только параметров коррекции изображения перед его последующим экспортом в один из общепринятых форматов (TIF; TGA; JPG и др.), в то время как исходной материал остается неизменным, и всегда есть возможность вернуться к "моменту съемки". Правда такой файл имеет сравнительно больший объем, и в фотоархиве на оптических дисках, как правило, храниться оригинальный RAW, а конвертированный JPG (или другой формат) можно держать "под рукой" на жестком диске. При сегодняшних ценах на HDD-накопители и DVD носители проблема хранения больших объемов теряет актуальность даже при съемке нескольких тысяч кадров в месяц.

Диапазон изменения выдержки и диафрагмы (параметры экспозиции) также сильно влияет на результат съемки, в особенности в горных условиях. Например,  отсутствие у данной модели камеры длительных выдержек, более 15-30 секунд, может и не затронуть ваши интересы, т.к. такой режим может быть востребован только в очень специфических условиях съемки (ночь). В то же время, отсутствие больших скоростей (более 1/1000 секунды) затвора не позволит проводить съемку с минимальными значениями диафрагмы, когда требуется искусственно уменьшить глубину резкости в кадре и при этом справиться с избытком света. Без применения дополнительного фильтра, уменьшающего световой поток, такая задача может оказаться неразрешимой. Примером такого сюжета может быть цветок, на заднем плане которого находится освещенная заснеженная гора. Диапозон значений диафрагмы в значительной степени определяет художественные возможности съемки. У моделей с несменным объективом максимальное значение редко превышает 8-11. Объективы зеркальных камер могут похвастать значительно большим диапозоном, как правило, не уже 4-32. При этом результат получаемый при съемке с одинаковой диафрагмой на короткофокусной и длиннофокусной оптике сильно отличается. При одном и том же значении диафрагмы у короткофокусных объективов глубина резкости будет больше. Такая оптика чаще применяются в компактных фотоаппаратах и видеокамерах.

О конструкциях стабилизаторов изображения уже написано много, а вот качество их работы может заметно меняться у изделий одной ценовой группы и конструкции. Для электронных стабилизаторов существенным является избыточный размер матрицы, для оптических - диапазон компенсации механизма объектива и в обоих случаях - эффективность работы программного обеспечения камеры (объектива). Наибольшая польза от использования стабилизатора ощутима при съемке с рук на больших значениях трансфокации. Зеркальные камеры снабжаются оптическим (механическим) стабилизатором. Располагаться он может или в корпусе камеры или в самом объективе. Если вопрос наличия стабилизатора остро не стоит, во втором случае у пользователя есть возможность сэкономить купив объектив без стабилизатора, т.к. при прочих равных характеристиках разница в цене может достигать нескольких сотен долларов.

При съемке в горах особую актуальность приобретает время автономной работы камеры (количество снятых кадров) от одного комплекта батарей или аккумулятора. Если при повседневной эксплуатации бывает вполне достаточно одного комплекта (в зависимости от модели камеры ресурс источника питания составляет 150 - 600 кадров), то в условиях многодневного похода, а также, с учетом необходимости иметь определенный резерв, потребуется подготовить 2-4 комплекта. В этом случае совместимость со стандартными элементами питания типа АА или ААА упростит решение задачи. В случае если камера работает от аккумулятора с нестандартным напряжением и форм-фактором, придется раскошеливаться на дополнительные батареи.

В последнее время среди компактных фото- и видеокамер наметилась тенденция отказа от видоискателей в пользу ЖКД экранов. При съемке в условиях яркого солнечного света восприятие информации с экрана может быть сильно затруднено, а съемка с использованием видоискателя позволит избежать ошибок в компоновке кадра и выборе экспозиции. Зеркальные камеры лишены этого недостатка, т.к. видоискатель является неотъемлемым атрибутом конструкии таких аппаратов. Кроме того, являясь конструктивно чисто оптическим элементом он обеспечивает более высокое качество изображения и большую детализацию изображения.

Нельзя не упомянуть и такую важную характеристику камеры как скорость и длинну серии кадров. При съемке живой природы, или быстро происходящих процессов (лавина, обвал, и т.д.) эта функция позволит снять много кадров и затем выбрать из них по-настоящему удачный. Большинство недорогих камер не могут похвастать высокой скоростью и длинной серией. И здесь зеркальные камеры оказываются намного впереди своих соперников.

Еще одна важная характеристика камеры время включения. Иногда всего одна секунда задержки в спуске затвора безвозвратно портит сюжет. Компактные камеры, использующие для уменьшения размеров в нерабочем состоянии парковку оптики очень сильно уступают по этому параметру зеркалкам. Время с момента включения компакта до готовности к съемке составляет в зависимости от модели 3 и более сек., в то время как зеркальные камеры тратят всего 0,1-0,4 сек.

Не последнее место при выборе камеры имеет значение удобство управления использоваия и наличие необходимых органов управления, по просту говоря - эргономика. Наиболее часто используемые функции должны быть на отдельных "горячих" кнопках (или других органах управления). К их числу можно отнести выдержку, диафрагму, значение ISO, баланс белого, управление экспозамером, коррекцией экспозиции, режимы фокусировки, и др. Тратить драгоценное время на поиск в меню нужного параметра - расточительный перерасход ресурса аккумулятора.

Если камера имеет пыле-влаго-защищенный корпус это позволит лишний раз не беспокоиться за нее. К сожалению, немногие модели изготавливаются в таком исполнении. Это либо отдельные модели компактов, либо полупрофессиональные зеркалки.

Я преднамеренно обхожу вопрос обсуждения ценовых характеристик. Цены меняются и на сами модели и на классы того или иного уровня. Здесь фотограф решает сам, что ему важнее получить в итоге и сколько он готов за это платить. Нет "хороших" и "плохих" фотоаппаратов, есть тот, который устраивает конкретного человека на данный момент. И хотя многое в результате съемки зависит от практического опыта, ждать от камеры стоимостью в несколько тысяч рублей выдающихся результатов не стоит.



Особенности использования цифрового фотоаппарата в условиях высокогорья

 

За удобством и функциональностью использования современного цифрового фотоаппарата скрывается сложное и легко уязвимое электронно-механическое устройство. Бытовая техника, о которой идет речь в этой статье, плохо защищена от тех климатических и природных условий, в которых оказывается путешественник в горах. Специфические условия высокогорья, резкие и значительные перепады температур, преобладание низких значений (например, в условиях зимнего Кавказа на высотах около 4000 метров может быть -30 градусов и ниже), высокая влажность, сильная солнечная радиация требуют особенно бережного и внимательного отношения к технике. Приходится учитывать жесткие условия эксплуатации и хранения, проблему сохранения источников питания. Не последнее значение имеет размер и вес используемой техники, и здесь интересы пользователя входят в противоречие с самим собой, т.к. совместить широкие возможности и качественную оптику с компактностью конструкции практически не удается. Выбор остается за пользователем, на какой компромисс качества он согласен, или сколько места (а самое главное веса J) в рюкзаке придется зарезервировать для любимого фотоаппарата.

В летнее время при положительных температурах окружающей среды главной проблемой является защита камеры от влаги, пыли и механических повреждений. Осадки, преодоление водных преград, туман могут вызвать попадание влаги внутрь камеры. В связи с этим, разумнее в промежутках между съемкой не лениться убирать аппарат в транспортировочный чехол (сумку). Для повышения водоотталкивающих свойств можно рекомендовать перед началом похода обработку сумки аэрозольными составами на силиконовой основе, применяемыми для защиты горной обуви и одежды. От падения в реку такой способ, конечно, не спасет, но от тумана или несильного дождя вполне защитит.

Если вода все же попала в аппарат, необходимо срочно извлечь все источники питания (у некоторых моделей помимо основного аккумулятора устанавливается отдельный элемент питания для часов), и до полного высыхания вообще не пользоваться камерой (читай - «не устанавливать источник питания»). После возвращения из похода желательно сразу сдать камеру для профилактики в специализированную мастерскую. Если этого не сделать вовремя, дальнейшая жизнь «утопленника», скорее всего, если и будет, то очень недолгой.

Зимой, а также летом на больших высотах, возникает еще более острая проблема защиты техники и источников питания от низких температур. На сильном морозе, имеющаяся даже в небольшом количестве внутри аппарата влага, может вызвать примерзание механических подвижных деталей, и в лучшем случае, временный выход устройства из строя.

По собственному многолетнему опыту эксплуатации фото- и видеотехники в горах могу сказать, что самым надежным и одновременно самым неудобным является хранение «на себе». То есть, в активный период похода камера находится на операторе во внутреннем кармане или под верхней одеждой. В ночное время – в своем чехле внутри спальника. К такому способу хранения придется прибегать даже летом на высотах более 3000-3500 метров над уровнем моря, где температура воздуха только на прямых солнечных лучах на несколько часов в сутки переваливает через нулевую отметку. С другой стороны, если постараться, то во всем можно найти и свои плюсы – камера всегда будет под рукой, и вы не пропустите интересный кадр.

Даже непродолжительное переохлаждение источников питания (аккумуляторы, батарейки) приводит к снижению емкости и срока службы. Важно помнить и об опасности появления конденсата внутри камеры при быстром перемещении с холода в тепло. В отличие от видеокамер, фотоаппараты не имеют датчиков «росы». Вариант хранения «на себе» позволит избежать и этой неприятности, т.к. аппарат находится постоянно в замкнутой среде при температуре около 20 градусов, а во время кратковременного процесса фотографирования его собственная теплоемкость не даст быстро остыть до температуры окружающей среды.

Другая серьезная проблема – механические повреждения. Во время движения на маршруте трудно постоянно совмещать тяжелую физическую работу с процессом съемки. В этих условиях легко уронить аппарат или просто ударить обо что-то твердое. Любой удар по корпусу камеры не проходит бесследно. Даже если сразу вы не заметите изменений в поведении и работоспособности фотоаппарата, то это не значит, что их нет. После просмотра снимков на экране компьютера может выясниться, например, что из-за деформаций и смещений деталей оптики появилась заметная хромаберрация или перестал работать оптический стабилизатор. Поэтому при выборе транспортировочной сумки для вашей камеры обратите внимание на толщину стенок и качество их наполнения.

Не меньшим врагом, чем холод, для фотоаппарата является жара. В высокогорной зоне уровень солнечной радиации многократно увеличивается. В таких условиях камера (особенно, если корпус темный) очень быстро нагреется до температуры, при которой может произойти повреждение электронной начинки.

Еще один аспект использования камеры в горах – это защита матрицы во время съемки от попадания прямых лучей в объектив. Эти рекомендации вы встретите в инструкции к любому фотоаппарату, в условиях высокогорья их значение возрастает многократно. С набором высоты уменьшается толщина атмосферы, а вместе с этим, уменьшается и ее поглощающая способность в ультрафиолетовом диапазоне. В результате воздействия на матрицу может произойти необратимое повреждение светочувствительного кристалла, приводящее к появлению точек на изображении.

Учитывая избыточность освещения в дневное время, можно рекомендовать применение нейтральных фильтров-насадок на объектив, снижающих общее количество света, в т.ч. и в ультрафиолетовом спектре. Кроме защитной функции, применение такой насадки улучшает цветопередачу и облегчает выбор параметров экспозиции.

Зимнее высокогорное небо.
Съемка с использованием альпинистских солнцезащитных очков в качестве светопоглощающей насадки.
Данный оптический эффект в облаках был виден невооруженным глазом. Konica Minolta Z2.

 

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда наиболее короткой выдержки (1/1000) и наибольшей диафрагмы (8) одного из моих фотоаппаратов Konica Minolta Z2 не хватало, чтобы справиться с потоком света попадающего в объектив при съемке заснеженного высокогорного рельефа. В самом крайнем случае, для снижения уровня света можно использовать обычные солнцезащитные очки, удерживаемые рукой перед объективом. Конечно, предсказать насколько хорошо получится такой снимок, трудно, но как вариант это можно взять на заметку.

В использовании насадки на объектив есть еще одно преимущество. Она защитит линзу объектива от царапин, загрязнения, случайного прикосновения пальцем. Вся современная просветленная оптика изготавливается с применением специальных покрытий и какой-либо механический контакт с посторонними предметами крайне нежелателен.

Следует сразу предостеречь вас, уважаемые коллеги, от использования режима «auto». Большинство аппаратов далеко не всегда справляются с выбором оптимальных параметров при съемке в горах. Их выбор ориентирован на получение среднего  результата при определенных условиях съемки. При этом тонкости конкретных условий съемки и композиции кадра, конечно же, не учитываются. Если вы хотите получить красивый, оригинальный и претендующий на художественность снимок, не поленитесь изучить все возможности вашего аппарата, а при покупке нового сделать выбор в пользу более продвинутой модели. Грамотное использование комбинаций параметров экспозиции, работа с ручным балансом белого, применение ручной фокусировки помогут делать более выразительные и эффектные фотографии.

Например, правильный выбор величины диафрагмы при макросъемке или портретной съемке позволит точнее передать замысел фотографа, определить сюжет и обеспечить требуемое техническое качество фотографии.

Макросъемка с расстояния 3 см. Konica Minolta Z2.

 

Для правильной и эффектной цветопередачи желательно с собой иметь эталон белого, который будет предъявляться камере при калибровке. Это может быть лист бумаги небольшого размера. В некоторых моделях фотокамер для выполнения этой процедуры защитная крышка объектива имеет белую пластмассовую вставку. В сложных условиях съемки (утро, вечер, искусственное освещение, съемка внутри цветной палатки и т.д.), когда в условиях высокогорья освещение может иметь значительный спектральный сдвиг, для правильной цветопередачи необходимо использовать ручную калибровку баланса белого. Для камер снимающих в RAW проблема баланса белого значительно менее актуальна, т.к. может в очень широких пределах быть исправлена при обработке файла на компьютере.

Восход с высоты 3700 м. Konica Minolta Z2.

 

Вечер в Геналдонском ущелье. Konica Minolta Z2.

Стоит упомянуть об использовании еще одного полезного приспособления - штатива. Он позволит быстро и надежно установить камеру для съемки, обеспечить стабильность положения при недостаточном освещении, когда значения выдержки увеличиваются и возможно смазывание изображения. Полезен штатив будет и при коллективной съемке с задержкой затвора.

Несколько слов о съемке панорам. Для облегчения последующей сборки в редакторе нескольких снимков в один панорамный, необходимо позаботиться об этом еще на этапе съемки. Для этого надо зафиксировать параметры экспозиции, установив ручной режим выбора выдержки, диафрагмы, баланса белого. Сделать это надо по кадру, попадающему примерно в середину панорамы. В этом случае при монтаже изображения снижаются трудозатраты на получение мягких переходов между соседними кадрами. Во время съемки надо стараться, по-возможности, не менять угол наклона камеры в вертикальных и горизонтальных плоскостях, так как в этом случае собранную панораму придется или дорисовывать или обрезать из-за потери части изображения.

Пример неудачной съемки панорамы.

 

Использование штатива с уровнями упростит горизонтирование плоскости вращения фотоаппарата и получение качественного результата.

 

Удачных снимков и до встречи на горных тропах!

В сокращенном варианте эта статья была опубликованна в ноябрьском номере журнала "Лучшие цифровые камеры" за 2007 год.